Живая вода: как работает радонопровод Белокурихи
Жизнь в Белокурихе бьет ключом, пока под землей пульсируют минеральные источники. Месторождения радоновых вод, которые предопределили судьбу курорта еще в XIX веке, сегодня остаются стратегически важным природным ресурсом. За поддержание их запасов, целебные свойства и своевременную «доставку» до каждой оздоровительной ванны отвечает отдельный штат специалистов. О работе гидрогеологической службы АО «Курорт Белокуриха» подробнее узнала редакция «КБ».
Водный пульс земли
Долина термальных источников минеральной воды расположена на стыке равнины и гор. По общепринятой версии, именно эти месторождения дали название сначала селу, а потом и городу Белокуриха – за счет «белого курения» из-под земли.
Лечебные свойства этих вод известны с незапамятных времен: в них купались коренные жители Алтая, избавляясь от недугов и отправляя свои религиозные обряды; они же прославили поселение на всю Томскую губернию, а затем и Российскую империю в XIX веке, когда этнограф, историк и исследователь Алтая Степан Гуляев основал здесь первый бальнеологический курорт.
Анатолий Александрович РЕДИН, начальник гидрогеологической службы АО «Курорт Белокуриха»:
«Питание этих источников осуществляется из-под земли. Это обширный белокурихинский массив радиусом на десятки километров, целая система так называемых трещиноватостей: когда образовывались горные складки, получались разломы – их и заполняла вода, которая омывает породы».
Свой уникальный минеральный состав вода приобретает главным образом за счет контакта с пластами гранитных пород, богатыми ураном. Из этого «материнского» элемента, в свою очередь, образуется благородный газ радон. Если выражаться специальной терминологией, по минерализации и основному ионно-солевому составу подземная вода из скважин Белокурихи является термальной, слабоминерализованной, слаборадоновой, кремнистой, фторсодержащей, сульфатно-гидрокарбонатно-натриевой, со щелочной реакцией водяной среды.
И по сей день она остается главным лечебном фактором курорта: ванны на ее основе, применяемые в составе комплексной терапии, способствуют поддержанию здоровья кожи, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, оказывают общеукрепляющее действие. Кроме того, Белокуриха стала первым местом в России, где научно обосновали применение термальной воды в лечении гинекологических заболеваний: в 1936 здесь открыли отделение радонотерапии для женщин.
Радон относится к радиоактивным газам, поэтому его применение строго контролируется медиками. Степень погружения в ванну определяется противопоказаниями – например, у отдыхающих с сердечно-сосудистыми нарушениями вода не покрывает область сердца. После радоновой ванны пациенту рекомендуется сон или отдых в течение 30-60 минут.
За то, чтобы туристы ощутили на себе терапевтический эффект воды, отвечают не только люди в белых халатах, но и служащие курорта, чей труд обычно остается за кадром.
Необычный водопровод
Минеральную воду для нужд белокурихинских здравниц сегодня получают из двух артезианских скважин глубиной более 500 метров. Интересно, что жидкость в них имеет разную температуру – 42 и 34 градуса по Цельсию.
По словам Анатолия Александровича Редина, вода из скважин изливается самостоятельно благодаря хорошему напору, поднимаясь на высоту порядка 10 метров. Но для санаториев, расположенных высоко по рельефу, «самотека» недостаточно, поэтому дополнительно используются насосные установки. Мощность скважин составляет 600 кубических метров воды в сутки. Это целое «коммунальное хозяйство», за работой которого ежедневно следит штат из 10 сотрудников. Каждый – на своем участке работы.
Анатолий Александрович РЕДИН, начальник гидрогеологической службы АО «Курорт Белокуриха»:
«У нас есть эксплуатационная служба, которая следит за состоянием насосного оборудования и трубопроводов, за расходом минеральной воды и за подачей ее до потребителя в целом. И есть служба мониторинга – в нее входит химико-аналитическая лаборатория, радиологическая лаборатория и служба гидрогеологии. То есть мы отслеживаем химический и бактериологический состав воды и контролируем физические параметры, такие как давление и температура. Помимо внутреннего мониторинга, есть также и внешний – воду на анализ мы направляем в профильные институты курортологии Томска и Москвы».
Особое внимание, отмечает специалист, уделяется уровню воды в эксплуатационных скважинах – он не должен падать ниже определенной отметки, при которой может начаться нежелательный подмес грунтовых вод.
Помимо этого, нужно постоянно следить за воздействием внешних факторов, поэтому работники службы также мониторят состояние реки, грунтовых вод источников города и его окрестностей. Скважины окружены тремя зонами санитарной охраны – они исключают нахождение поблизости объектов, которые могли бы привести к их загрязнению. Достаточно сказать, что весь курорт целиком находится в особой охранной зоне со строгими режимами природопользования.
Запасы термальных источников оцениваются и «защищаются» каждые 25 лет, и для потребностей санаторно-курортного комплекса города их сейчас более чем достаточно. Однако создан и задел на будущее: в начале 1990-х в 15 километрах от Белокурихи было разведано новое, Искровское месторождение. Оно находится на площадке активно развивающегося туркластера «Белокуриха горная», также известного как «Белокуриха-2».
Анатолий Александрович РЕДИН, начальник гидрогеологической службы АО «Курорт Белокуриха»:
«В Искровском месторождении вода такого же типа, как в Белокурихе, но с повышенной радиоактивностью, поэтому по лечебным свойствам она особая. В свое время были посчитаны и запасы – они значительно выше белокурихинских, – проведены биологические исследования, которые показали, что воду можно использовать для лечения. Существовало два проекта – в первом предполагалось проложить от Искровского месторождения до Белокурихи радонопровод. Ну а потом развитие показало, что нашей воды достаточно – сейчас мы ее используем на 60%. Поэтому проект переработали уже для обеспечения будущей «Белокурихи горной».
Алтайский бальнеологический курорт неустанно развивается благодаря труду десятков подразделений и сотен людей. Но о главном позаботилась природа: целебной минеральной воды хватит еще не на одно столетие.
Подготовил Николай Потешкин
Поделитесь информацией с друзьями
Перейти к списку |